2x2 | Отдых | Вадим Гогольков: «Горе от ума» - это шедевр русской драматургии»

Вадим Гогольков: «Горе от ума» - это шедевр русской драматургии»

Отдых 11:22 | 9 января | 2014
Статья «Диалоги с Вадимом Гогольковым» из номера «Телеобъектив 2х2» №2 от 9 января 2014
Вадим Гогольков:  «Горе от ума» - это  шедевр русской драматургии»

Недавно в Амурском театре драмы состоялась премьера комедии Грибоедова «Горе от ума». Спектакль к 130-летию театра поставил известный хабаровский режиссер Вадим Гогольков.

Волею случая

- Вадим Сергеевич, интересно узнать: вы в детстве планировали стать режиссером? 
 
- Да прям! Я вырос в Архаре, здесь, в Амурской области. Отец был сельским учителем. Я до конца школы и не знал, что такое театр. Это уже как вышел в мир…
 
- Тогда появился интерес к театру?
 
- Интерес - когда я переехал в большой город, в Хабаровск. Работал на заводе токарем, участвовал в «самоделке» - занимался в Доме культуры. Там и возникло желание. Как раз открывался Хабаровский институт культуры, в 1968 году, и вот волею случая я попал в институт. До этого просто работал на заводе и занимался самодеятельностью. 
 
- Когда вы окунулись в артистическую, театральную среду, какие-то приоритеты уже сложились? 
 
- Нет, сначала, учась в институте, я занимался пантомимой. Очень понравилось мне это искусство. 
 
- Наверное, это появилось на фоне Марселя Марсо…
 
- Да, он как раз недавно побывал в Советском Союзе, пошли отголоски, начали выходить какие-то книжицы… На этом фоне - первые шаги, стилизованные упражнения, научился в институте. Потом начал сочинять, показывать пантомимы на зрителей. Уже в студенчестве - достаточно бодро. А после института меня направили в Комсомольск, в Дом молодежи, и там я организовал Театр слова и пантомимы - «Теслопан». Там же я впервые осуществил постановку спектакля на профессиональной сцене. Потом, в 1975 году, меня пригласили преподавать в институт культуры, и вот там возникла любительская студия при Дворце культуры профсоюзов, которую я организовал среди своих студентов. Потом в нее вошли студенты других вузов. Так, преподавая в институте, занимаясь именно своим театром, открывал для себя всякие разные законы театрального искусства.
 
Система Гоголькова
 
- Вы экспериментатор по своей сути? Искали что-то свое?
 
- Да, конечно. 
 
- И что вы нашли?
 
- А я нашел свой театр. Именно свой театр пантомимы, который сейчас единственный в России, на государственном уровне.
 
- Это можно назвать авторской школой? Есть же система Станиславского, Чехова… И система Гоголькова…
 
- Да, да, да. Можно. Да, система, потому что мы же ставим не только пластические пантомимные спектакли, мы ставим разные. И на основе синтеза движения, пластики возник такой театр. Было даже время, когда он перерос из любительского в народный. Потом, в 1989 году, возникла волна студийная в образовании новых маленьких театриков, театров-студий, где артисты уже стали получать за это деньги. И я со своей компанией, с которой занимался, решил бросить преподавание в институте и заняться театром. Правда, скоро опять пришел преподавать, потому что нужно было воспитывать артистов своих - себе, в свой театр. Потом, в 1993 году, мы стали муниципальным театром, приобрели официальный статус, и вот с тех пор мы все шагаем и шагаем.
 
 
- И где по миру вы уже прошагали? 
 
- ФРГ, Китай, в Японии были раз пять, практически всю ее объехали с севера до Окинавы. Там очень любят наш театр. 
 
- Они понимают то, что вы показываете?
 
- Да, да-да-да.
 
- Международный язык жестов… Универсальный.
 
- Международный язык, не жестов, а движения, пластики. Молчащий человек или двигающийся человек, выполняющий определенное действие…
 
- …может быть более красноречивым, чем, если он работает с интонацией, со словом.
 
- Конечно. Чем пантомима раньше и привлекала, и привлекла. Ведь в жесте можно сказать очень многое, не говоря для этого большого монолога. 
 
Музыка и театр
 
- В театре вообще, и в пантомиме в частности, очень большое значение имеет музыка. Как вы ее выбираете? Заказываете? 
 
- Сейчас на репетиции со мной рядом сидел композитор нашего театра Дмитрий Голланд. Недавно его приняли в Союз композиторов России. Он не только для нас, но и для многих театров Дальнего Востока пишет музыку, и для театров России. Мы с ним работаем уже более 20 лет. Дмитрий - бывший рок-музыкант, любопытная личность, у него были и свои ансамбли. Наш первый совместный спектакль был «Страсть». Он и сейчас в репертуаре - «Пиковая дама», по Пушкину, у нас он называется «Страсть». И вот с этого первого спектакля и начался наш союз. Обязательны и музыка, и поэзия. Пантомима, пластическое искусство - это поэтическая природа всего происходящего. Поэтому соединение этих искусств и дает определенные хорошие результаты. На данный момент у нас не так много таких пластических спектаклей, больше «говорящих». В позапрошлом году поставили «Евгений Онегин». Тоже смесь движения, поэзии и музыки. Удивительный спектакль.
 
- Музыку тоже Дмитрий Голланд написал?
 
- Да, конечно. Поэтому я не подбираю музыку, она специально пишется для спектакля. 
 
- И нет искушения взять, сделать микс из Чайковского, например? Стандартно не мыслите? 
 
- Нет, конечно.
 
- Нужна ли оригинальная, своя, современная интерпретация, свой взгляд из этого времени?
 
- Да, обязательно. В основе наших спектаклей литературные источники, которые мы переделываем, я переписываю сценарий, где-то что-то сочиняем вместе с артистами, особенно что касается смешных, клоунских спектаклей. Синтез движения, музыки и слова нас сейчас больше всего привлекает. Недавно мы поставили, премьера была осенью, «Романс о влюбленных» - если помните, такой давний фильм. Ко мне в руки случайно попал киносценарий этого фильма, и именно по этому киносценарию мы поставили спектакль. «Старик и море» у нас - чисто пластический спектакль. Бешеным успехом пользуется в Японии. Смешные спектакли, как мы их называем, клоунские. Они, может быть, на самом деле и не клоунские, просто любопытные, которые понимают… Или совместные постановки вместе с японскими артистами, где артисты нашего театра вместе с японскими артистами делают один спектакль - могут говорить на разных языках, но в одном спектакле. У нас с японцами где-то четыре совместные постановки.
 
 
- У них это тоже современный театр, да?
 
 Мы же все равно играем, так или иначе. Что-то копируем, что-то присваиваем себе, какую-то маску… обязательно. Проснулся утром - одна маска, идешь на улицу - другая… 
- Нет, у них не театр. У них проекты. Предположим, возник проект, они его разрабатывают, собирают артистов со всей Японии, таких, каких нужно, и на основе нашего, например, театра начинаем делать спектакль.  
 
Комедия на все времена
 
- У меня такой вопрос: почему «Горе от ума» - сейчас? Что за актуальность и необходимость? Знаю, что многие ринулись его ставить. Время настало или что?
 
- Время такое настало, время (вздыхает). Время, время… Во-первых, это борьба умов. Борьба умов - это борьба молодого поколения со старым поколением, борьба людей, представителей поколений. Я не говорю, о том, что сословия среди них, нет. Именно борьба поколений. И в этом все дело. Потому что настолько время стремительно стало двигаться, что иные еще живые (смеется), а эти уже выросли, и много всяких разных штучек возникает…
 
- Школьнику надо посмотреть? 
 
- Обязательно!
 
- Что он увидит? Кроме того что поставит галочку, что «прочитал» или «посмотрел», узнал, о чем речь? Что он должен увидеть?
 
- Он должен увидеть себя. Он должен увидеть своих учителей и своих родителей. Он должен увидеть своих сверстников и сказать: «Ребята, я хочу вообще понять вас». Прежде всего - понимание между поколениями. Не то, что одно поколение дало другому, а то поколение взяло - нет. Что именно мне подсовывают здесь? Именно подсовывают, а не дают. Это я не хочу брать, потому что вижу, что это фальшь, и так далее. На основе этого конфликта мы же учимся. Наверное, будут иначе смотреть на себя, на своих сверстников, иначе, может быть, и на учителей, на их сверстников…
 
- Я так понимаю, если подросток приходит смотреть этот спектакль, - ему нужно за этими костюмами, за первой половиной XIX века увидеть нынешнее время, правильно? Время меняется, декорации меняются, а суть остается та же.
 
- Совершенно верно. И тут еще такая просветительская вещь должна звучать, поскольку «Горе от ума» это действительно шедевр русской драматургии. 
 
- Пальцев не хватит перечесть все цитаты…
 
- Все разбежалось-разлетелось, абсолютно все! Пушкин невероятно оценил эту комедию, за исключением каких-то претензий, но это мелочи. Смуты наделал Грибоедов в своем времени.   
 
Два Чацких - два спектакля?
 
- На главную роль выбраны два молодых артиста - Никита Жидовленко и Захар Майстренко. По какому принципу вы выбираете, кому доверить премьеру? Кто лучше готов?
 
- Да нет. Здесь дело в том, что они могут играть спектакль и по очереди. И то, что они разные, и разные в подаче материала - вот одно видение, второе видение, третье видение…  
 
- Получается, теоретически…   
 
- …теоретически, это два разных спектакля.   
 
- То есть мы можем увидеть один спектакль, а можем увидеть и совсем другой?
 
- Да. Ну, может, не совсем так сильно, но разные. Для меня это просто любопытно, как это может быть. 
 
Интермедия 
 
«Понемногу обо всем»
 
- Чем бы вы хотели заняться, если бы у вас появилось свободное время? 
 
- Я бы хотел заниматься плетением корзин. Хотел бы, но не получается. Какие-то попытки на уровне хотения есть. А выплетать эти штучки, делать это красиво…
 
- Терпения хватит на эту кропотливую работу? 
 
- Терпения - хватит. Я не буду говорить, что я люблю музыку и достаточно хорошо ее знаю, но это не хобби. Это уже как бы профессия, вторая ее часть - знать как можно больше из всех сфер искусства.
 
- Какой музыке отдаете предпочтение?
 
- Я сейчас не заостряю… Невероятно люблю импрессионистов, да много чего. Я умею хорошо готовить. Да, это тоже умею.
 
- И какое блюдо получается лучше всего?
 
Я всегда встречаю после спектакля зрителей и смотрю на них - как они восприняли тот или иной спектакль.
- Плов. Настоящий плов. Когда у нас в театре праздники, я готовлю плов. На всех. Это я люблю. И всегда все спрашивают: а плов будет? 
 
- Что вообще вам в жизни нравится?
 
- Мне очень нравится работать со студентами. В прошлом году я набрал первый курс - 10 артистов и 5 режиссеров, сейчас они уже второй курс. Нравится возиться с ними, учить…
 
- Читателям всегда интересно узнать о личной жизни - о семье, о детях… 
 
- Жена - заслуженная артистка России, работает в Театре юного зрителя в городе Хабаровске, дочери 28 лет, живет во Владивостоке, у нее культурологическое образование, а работает сейчас художником-фотографом. Закончила еще один специальный колледж - очень любит и профессионально занимается этим.
 
- Семья творческая…
 
- Да.   
 
Гогольков о Гоголькове
 
- Вы можете, глядя на себя со стороны, сказать: «Вадим Гогольков - он…» Какой?
 
- Такой блиц-вопрос и блиц-ответ… Какой-то суетливый, по-моему. Суетливый. Надо еще больше успокоиться. 
 
- Надо корзинки начинать плести, чтобы успокоиться… (смеемся)
 
- Что-то такое… Я люблю узнавать новых людей, я люблю их любить, людей, люблю красивых женщин, девушек. Все это я очень люблю. Та жизнь - внимательно всматриваешься и делаешь для себя такие открытия: личности, характеры, как они сами по себе каждый живет… Он может просто пройти, а я уже много знаю про него. 
 
 
- Успели просканировать, да?
 
- Практически да. Этому нельзя научиться, профессия обязывает. И, как ни странно, получается. 
 
- А с этими навыками не сложно ли жить?
 
- Нет, не сложно. Если на этом зациклиться… да нет, это помогает везде.
 
- Бывает, что человек, который «просвечивает» буквально всех своих собеседников, знает о них все… Наверное, легче? Знаешь, чего ожидать от людей…
 
- Это - одно, а иногда специально вызываешь какой-то конфликт, чтобы человек четко понял. Потому что все больше и больше людей закрытых - такая закрытая оболочка возникает, и хочется, чтобы они открывались все-таки. Для этого и театр. Я люблю говорить: люди собираются в театр - кто на остановке, кто пешком пришел, на машине приехал, заходят один за другим, раздеваются, кто-то в буфет… а выходят из театра все вместе. Заходят по одному, а выходят все вместе. Они объединены театром. Какой-то удивительной той общей идеей спектакля, тем эмоциональным чувством, какой-то приподнятостью особой… Вот это самое лучшее состояние, какое я испытываю. Я всегда встречаю после спектакля зрителей и смотрю на них - как они восприняли тот или иной спектакль. Смогли ли мы пробить, то ли они получили, что мы хотели донести. Это очень важно. 
 
Когда умрет театр
 
- Сейчас такое время - оно очень суетное, новые информационные технологии, это понятно. Не получится ли так, что через пару-тройку десятилетий театр сам по себе уйдет за ненадобностью, за невостребованностью?
 
- Нет, это бесполезно. Потому что сколько раз пытались, и ничего не получалось. Пытались заменить кино телевидением и так далее, и так далее, и ничего не получается. Люди чуть-чуть обожрутся технологий… а хочется погреться возле чего-то тепленького, да? Настоящего, живого… Вот и все.
 
- И самому попробовать поиграть, правильно?
 
- А почему нет? Мы же все равно играем, так или иначе. Что-то копируем, что-то присваиваем себе, какую-то маску… обязательно. Проснулся утром - одна маска, идешь на улицу - другая… Игра-игра-игра… Она в природе человека.
 
Что в портфеле режиссера
 
- Какое произведение вы бы хотели поставить? Может, это план всей вашей творческой жизни… как у актера - Гамлета сыграть…
 
- Я так не рассматриваю, потому что одно-единственное цветет какое-то… Вот я сейчас этого достиг, поставил наконец-то, и все, моя душенька спокойна… Нет. На свете масса интересного, хочется еще и еще… Сейчас вот, например, ставлю параллельно несколько спектаклей в своем театре. Это спектакль про тигров, он будет называться «Один день, одна ночь и еще одно утро». Действуют охотник, тигрица. День - охотника, день - тигрицы, ночь - где они могут встретиться во снах, в грезах, где один пытается влезть в шкуру другого и постичь сущность человека, и так далее. И наступает еще одно утро…
 
- Спектакль-пантомима?
 
- Это будет пластический спектакль. Жан Ануй, «Медея» - тоже идет параллельная работа. И одна из больших работ, которые предстоит делать, - дальше не буду загадывать, это не говоря о том, что буду в других театрах ставить, - «Иуда Искариот» по Леониду Андрееву. Вот такие ближайшие планы. 
 
- Это фантастически разное все…
 
- Все разное. Абсолютно разное, абсолютно. И все это очень интересно. 
 
- И в голове параллельно вызревают мысли…
 
- Да. Вот сейчас я здесь ставлю («Горе от ума» Грибоедова - Авт.), а там у меня уже вовсю идет работа. 
 
- Мы увидим когда-нибудь эти спектакли?
 
- Может быть, мы приедем сюда на гастроли, в Благовещенск…
 

Фото Юрия Юрко
 
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Более 1 млн рублей собрал благотворительный спектакль Дмитрия Певцова

Мероприятие организовал Сбербанк в рамках своего марафона «175 добрых дел»

Вера Глаголева: «В 2005 году Благовещенск был провинцией»

Известная актриса и режиссер в третий раз стала гостем фестиваля кино и театра «Амурская осень»

Популярный актер Максим Дрозд искупался в Амуре и сходил на рынок в Благовещенске

Артист, сыгравший бездомного в спектакле «Женатый, но живой», поделился своими впечатлениями о городе и фестивале

Елена Папанова: «Я не карьеристка, а для актрисы так жить неправильно»

Актриса и режиссер, при этом еще и счастливая бабушка троих внуков, рассказала о том, почему предпочла семью карьере, и поделилась творческими планами

Актер Андрей Чернышов: «С амурской публикой терялся контакт»

Артист рассказал о долгожданном фестивале в Благовещенске, страшных тиграх на съемках «Маргариты Назаровой» и несерьезности своих ролей

Сейчас на сайте

102 887

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ