2x2 | Отдых | Александр Ширвиндт: «Я вообще ненавижу театр»

Александр Ширвиндт: «Я вообще ненавижу театр»

Отдых 11:11 | 23 сентября | 2013
Александр Ширвиндт: «Я вообще ненавижу театр»

Руководитель Театра сатиры признался, что за всю свою жизнь не смотрел столько спектаклей, как на «Амурской осени»

Александр Ширвиндт на фестивале «Амурская осень» возглавил жюри конкурсной программы спектаклей. Таким судейством Александр Анатольевич занимался впервые. Со свойственным ему юмором он рассказал о том, что сейчас театр и как он оценил работу своих выпускников.

- Александр Анатольевич, как вы относитесь к антрепризе, как к явлению?

Вся российская Мельпомена говорит о том, что у репертуарного театра уже давно идет война с многочисленными антрепризными театрами, которые растут на каждом шагу. Критики говорят, что репертуарный театр уже архаика, мол, вот оно будущее - ростки современного антрепризного театра.

Когда меня Сергей пригласил на фестиваль в этом году, меня очень заинтересовало, что кроме кино, есть еще и «отсек» для театра. Мне захотелось посмотреть изнутри на эти спектакли, а не судить по критическим воплям, документально оценить, куда это все растет. Потому что со стороны может показаться, что я руковожу этим мастодонтским московским академическим театром, которому в этом году будет 90 лет. Но ведь все мои артисты шастают по антрепризам. Я знаю, как все это начиналось и хочу понять, куда это развивается. 

Ну вот я вам скажу, что все это безграмотный идиотизм. Еще в 19 веке великие русские антрепренеры собирали замечательных артистов. Решили, к примеру, повезти «Грозу» , и ехал не какой-нибудь Васькин,  артистов подбирали по амплуа. Тогда эти антрепренеры были и режиссерами, и продюсерами и кассирами. Не было тогда такой, как сейчас, столюдной банды. Садились они, значит, на пароход и плыли по матушке-Волге, в каждом городе играли спектакль.

Потом это все прекрасно накрылось вместе со страной. Об антрепризе надолго забыли, были прекрасные советские театры. И сейчас эта война о том, какой театр выживет, изначально бессмысленна. Действительно, репертуарных кормушек очень много, даже больше, чем надо, но это с одной стороны. С другой стороны, антреприза по факту, на 79% -  это халтура. И это будет неразрешимо до тех пор, пока там, наверху наконец не решатся на театральную реформу. Контрактная система на получилась, договорная система не получилась, сейчас новая волна – аттестация артистов в репертуарных театрах. Ну и как это будет? Придет ко мне Жириновский оценивать заслуженных артистов? Ну бред!

Все эти шаги, которые предпринимаются, а потом делаются назад  - бессмысленны. Вот поэтому я и приехал, изнутри посмотреть к чему это все идет, в этом и есть смысл и прелесть «Амурской осени».

Сейчас это уже не та антреприза, когда брались два стула, на них садились актеры и читали накануне выученные роли. Сейчас оформление, режиссура, репетиционный период – есть ростки серьезного отношения к этому делу.

- Ваш ученик Федор Добронравов играл в конкурсном спектакле «Воспитание Риты». Как оцениваете его работу?

- Я знаю, что они репетировали два с половиной месяца, Занусси занудный и дотошный. Взяли очень трудную, совершенно не антрепризную пьесу. Это не «Любовь по-итальянски», а серьезная философская постановка. Артисты это делали не для того, чтобы поехать просто подзаработать, а для того чтобы расширить диапазон своих творческих возможностей. Добронравов ведь очень серьезный артист. Не получается в театре сыграть Гамлета, а тут пришел Занусси, сказал: я поставлю на тебя Гамлета, поедешь по стране. Вот какой расклад.

Но я не говорю, что мне, безусловно, все понравилось в этом спектакле. Федор и Ирина титанически обаятельные артисты, но режиссер их загнал в такой рисунок, что Федя больше напоминает пьяного водопроводчика. Сидит там пьяный в углу при его таланте и разнообразии.

- А в других спектаклях играл кто-то еще из ваших учеников? 

- Конечно. Я выпускал когда-то Людку Артемьеву, она прекрасно играла в спектакле «Поцелуй удачи». Вот это был абсолютно антрепризный, но серьезно сделанный спектакль. Людка -  она клоунесса и большая умница. То, что я видел, она шикарно делает. Но я это знаю, все эти краски были и на выпуске в институте сто лет назад. Сейчас она их шикарно уже освоила.

Очень меня порадовала Нонночка. Она сейчас во всех сериалах, но нашла в себе силы зажмуриться и сыграть серьезную роль в «Варшавской мелодии». Раньше ведь эта тема -  сочетаться браком с иностранцем -  была под запретом, а вашему поколению, когда все можно,  даже не понять - о чем речь, как это тогда было недоступно.

- При оценке спектакля искали в своих учениках именно то, что вы дали им от себя, или оценивали игру в общем?

- Нет. Мне всегда приятно, если артисты, которых я учил, состоялись в профессии. Если вдруг расширили спектр своих дарований, вдвойне приятно.

- А было ли такое, что выпускники разочаровывали?

- Да сплошь и рядом. На каждом курсе действительно талантов 3-4 человека. А в остальном это либо хорошо обученные, либо плохо обученные, грубо говоря, ремесленники, которые в силу упертости, работоспособности пробиваются. Научить ведь можно всех, но с Боженькой не договоришься – он либо дал, либо нет. Так вот  - от Бога артистов мало, а обученных много.

- А уровень преподавания сейчас отличается? Вы ведь сами учились в «Щуке», потом там преподавали.

- Ой, я вообще не люблю этого. В наше время было так… В наше время было наше время, сейчас другое. Единственное, раньше больше мастеров преподавали в институтах. Они в одной картине в год снимались, никаких антреприз не было. Люди занимались театром и педагогикой. А сейчас как можно угнаться за всем: сериалы, жюри, кино, телевидение, да еще надо заработать, а не за три копейки сидеть и учить тупого мальчика и надеяться, что он станет Смоктуновским  - это нерентабельно.

- Театр, сказали, ненавидите, а кино любите? Удается смотреть?

- Редко. Я же работаю начальником, да еще на сцену выхожу иногда, физически нет времени. Когда-то на премьеры ходили в дом кино, а сейчас такой разброс фильмов, что угадать трудно. А в театр я хожу, только к друзьям. Да и в своем театре приходится смотреть.

- Александр Анатольевич, а какие впечатления у вас от благовещенского зрителя?

- Если говорить о публике, оцениваю людей очень хорошо. И это не дежурные разговоры, вроде: ваш гостеприимный город, ваш отзывчивый зритель… Когда видишь, как оценивают игру на сцене, это же не количество аплодисментов или слез, это флюиды. Тут или возникает контакт артиста и зрителя, или ты хоть перевернись, люди все равно сидят как стена. Так называемого театрального зрителя сейчас и нет, кто-то идет случайно, или вот если вдруг кто-то приехал, как сейчас. Залы, которые я видел, очень доброжелательные, понимающие, снисходительные. Снисходительные особенно, потому что я тут смотрел такое, что можно было или свистеть или топать или сразу уйти. Нет, тихо, скорбно досиживают до конца и даже в конце хлопают. Это не каждый город вынесет.

- Наверное, это оттого, что у нас неискушенный зритель?

- Нет. Это не неискушенность, это интеллигентность.

- А как вообще город принял? Как атмосфера?

- Погода мокрая.

- А про то, какое у нас наводнение, что слышали перед приездом?

- Видел в новостях какой-то сюжет: жуткий старый сарай, под крышу вода, на сарае сидит какая-то старуха с козой и подплывает лодка, голосовать. Ведро на веревке, там бюллетень. Старуха улыбается, и коза улыбается, голосует, спускает ведро обратно. Это как Черчилль во время войны говорил: народ, который в сорокаградусный мороз ест на улице мороженое, непобедим. Вот это как раз тот самый народ, который, сидя на крыше с козой, голосует за местную администрацию, непобедим.

- А как к благотворительной составляющей фестиваля отнеслись?

- Сережа сразу сказал про благотворительность, денег не заработаете. Мы не олигархи, не банкиры, наша благотворительность в присутствии деятельности. Ну, конечно, можно привезти с собой два пиджака, но это не серьезно.

- Когда летели к нам столько часов, чем развлекали себя в самолете?

- Пил виски, спал, чуть-чуть смотрел какое-то старое кино, но уснул.

- А какие у вас увлечения в свободное время?

- Только рыбалка осталась, да за руль могу иногда сесть. Раньше карты любил, ипподром. Раньше был очень азартный человек, к казино нельзя было подпускать.

- Вы очень долго в профессии, есть ли какая-то примета, связанная с работой или вообще с жизнью?

- Я вяло суеверный. Раньше считал номера в гостиницах. Мне нужно чтобы в сумме было 100, раньше же номера другие были, 4258, например. А если 98, все, разворачиваюсь и уезжаю домой. Сейчас таких номеров нет, иногда просто номер 100 попадается. Что еще… до 5 считать надо. Вся жизнь должна быть кратной пяти. Если водку пьешь, например, рюмку выпил, запивая четырьмя глотками. Ну… по дереву все стучат.

- Помогало?

- Живой пока. 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Наталья Бочкарева: «Мужчины из Приамурья оказывали мне много знаков внимания»

На съемках Сomedy Club известная артистка похвалила сильную половину Амурской области

Актриса Глафира Тарханова: «Мужчины любят недоступных женщин»

Звезда телевизионных сериалов рассказала о воспитании детей, сериале «Измены» и о том, чем ее покорил будущий муж
4

Вера Глаголева: «В 2005 году Благовещенск был провинцией»

Известная актриса и режиссер в третий раз стала гостем фестиваля кино и театра «Амурская осень»

Автографы артистов «Амурской осени»: смешные рожицы и пожелания удачи

Кто-то из знаменитостей старался быть максимально понятым и писал печатными буквами, а значение некоторых подписей без почерковеда не разобрать

Популярный актер Максим Дрозд искупался в Амуре и сходил на рынок в Благовещенске

Артист, сыгравший бездомного в спектакле «Женатый, но живой», поделился своими впечатлениями о городе и фестивале

Сейчас на сайте

102 918

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ