«Нет культуры говорить о чувствах»: почему амурские школьники проявляют агрессию - 2x2.su
  • «Нет культуры говорить о чувствах»: почему амурские школьники проявляют агрессию

    31.03.2024 11:36
    «Нет культуры говорить о чувствах»: почему амурские школьники проявляют агрессию - 2x2.su
    Источник фото: ru.freepik.com

    Амурский психолог о подростковой жестокости.

    «Подростки сейчас такие злые!» - говорит старшее поколение, ссылаясь на новости о драках и травле в школах. И возникают закономерные вопросы – почему и что с этим делать?

    Не единичный случай

    С начала этого года в Приамурье было уже несколько новостей о подростках, которые издевались над сверстниками. Так, в феврале парни из Свободного на камеру избивали детей помладше в гаражном массиве. Видео «утекло» в Сеть и вызвало широкий резонанс. В итоге двоих несовершеннолетних поставили на учёт в ПДН, а против одного возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство».

    В марте жительница Чигирей искала свидетелей драки недалеко от школы. Женщина рассказала, что избили её 10-летнего сына. Ребёнок получил сотрясение мозга.

    Следом стало известно, что в Благовещенске компания молодых людей угрозами заставила несовершеннолетнего раздеться в гараже. Процесс также снимали на видео. Против трёх молодых людей возбудили уголовные дела за «хулиганство» и «использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов», писал портал 2x2.su.

    Читая о таких происшествиях, многие начинают обвинять компьютерные игры, рухнувшие духовные ценности, интернет. Но всё гораздо глубже, считают специалисты.


    Нормализация агрессии

    В первую очередь стоит задуматься, а действительно ли «злые» только подростки? Ведь и взрослые люди крайне негативно реагируют на то, что им не нравится. Как отмечает врач-психиатр, психотерапевт Максим Чекмарёв, мы живём в мире, где много агрессии, и часто она воспринимается как должное.

    У меня нет ощущения, что стали более жестокими именно дети. Мы живём в мире, в котором довольно много агрессии, злости, определённой дискриминации людей. И всё это присутствует в информационном пространстве. Когда мы говорим про детей и подростков, они конструируют свою реальность на основе того, что находится вокруг. А вокруг у нас сейчас не очень доброе время, к сожалению, - объясняет эксперт.

    Психотерапевт уверен, что здоровое общество должно формироваться на основе эмпатии, однако сопереживать и понимать чувства других людей, как правило, нигде не учат. Чего не скажешь об использовании человека в своих целях, особенно в конкурентной среде. Это может выливаться в допустимость агрессии.

    Ребёнок только обучается эмпатии и особенно нуждается в поддержке и примере. Положительных примеров мало, и дети испытывают трудности. К тому же агрессия в информационной среде зачастую нормализована. Даже СМИ в основном показывают именно негативную информацию и очень мало позитивной. Считается, что доброе неинтересно, но честное слово – интересно! Важен баланс, что в мире происходит разное.


    Наказание вместо помощи

    Родители, заметив у ребёнка агрессивное или жестокое поведение, редко обращаются к психологу. Обычно подобное воспринимают как дурную черту характера и пытаются избавиться от неё наказаниями.

    Многие взрослые полагают, что, если ребёнок агрессивен, его нужно не к психологу или психотерапевту отвести, а наказать. Вообще, вопросы агрессивности часто не психологизируются. Оцениваются как негативная черта характера, которую нужно исправить. Но всё не так просто, - говорит Максим Чекмарёв. - У всех нас есть потребности: биологические, социальные, духовные. Когда человек злится? Когда не получает того, чего хочет. А если у нас ещё и нет возможности об этом говорить, искать альтернативные решения проблемы, получать поддержку, злость накапливается и перерастает в агрессию. Её мы выплёскиваем на окружающих.

    Это тяжело даже для взрослого человека, что уж говорить о подростке, который ещё не научился саморегуляции.

    Проблема не в том, что человек злится, проблема в том, что злость копится и достаётся людям вокруг. Нужно работать над культурой обращения с эмоциями, но родители чаще всего предпочитают начать с наказания.

    Не стоит забывать и о том, напоминает Максим Чекмарёв, что научиться быть агрессивным и жестоким легче, чем научиться быть добрым.

    Доброта требует умения заботиться о себе и о других. Нам легче быть добрыми, когда мы достаточно счастливы, когда мы понимаем, чего мы хотим, когда есть привычка смотреть внутрь себя, заботиться о внутреннем мире.

    Но чаще детей учат быть послушными, удобными и, к сожалению, редко прислушиваются к ним. И если у подростка нет поддержки, нет чувства безопасности, то появляются тревога, раздражительность и агрессия.

    А вот демонизировать компьютерные игры не стоит, считает эксперт.

    Если говорить о компьютерных играх – это как раз способ выплеснуть агрессию в виртуальном мире, побыть злым там, где это не причинит никому вреда. Мы накапливаем злость и не всегда можем её вымещать, и не всегда её нужно вымешать. И тогда есть два варианта, к которым прибегают современные подростки, да и взрослые – физическая активность или виртуальное пространство.


    Профилактика лучше лечения

    Жестокость и агрессия ребёнка по отношению к окружающим – это повод пойти к специалисту. И неважно, на каком уровне это проявляется: перманентная раздражительность, депрессивная настроенность, проблема саморегуляции и многое другое.

    Когда человека любого возраста переполняют эмоции и вместо того чтобы их проживать и понимать, он их выплёскивает, иногда не к месту, стоит обратиться за помощью. Вопрос агрессивности не о том, когда бить тревогу родителям, а о том, что делать, чтобы этого не было. И прекрасный способ профилактики – развитие эмоционального интеллекта. Из чего он состоит: из способности понимать себя и другого, способности саморегуляции. Нужно учить ребёнка говорить о чувствах.

    Важно также объяснять, что люди могут влиять на состояние друг друга, что далеко не всегда манипуляция или давление. Это и обозначение своей позиции, и умение договариваться и искать компромиссы, и возможность взять паузу. Когда есть такие способности, меньше агрессивности. Поэтому обращаться к специалисту лучше заранее, до возникновения проблем. И с самого детства стоит учить ребёнка грамотно обращаться со своими эмоциями.
    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом