Первый амурский авиатор: некролог на гибель амурчанина написал классик русской литературы Александр Куприн - 2x2.su
  • Первый амурский авиатор: некролог на гибель амурчанина написал классик русской литературы Александр Куприн

    31.12.2020 18:03
    Источник фото: @amurotgoloski

    В конце 2020 г. в Приамурье случилась маленькая сенсация с одним письмом 110-летней давности.

    Шалун-француз

    Всё началось с того, что амурские краеведы попросили пользователей соцсетей помочь с переводом текста на открытке 1910 г. с видом благовещенского бульвара и пристани (район нынешнего горпарка). Известно, что письмо отправилось в Бельгию, в город Льеж, в Льежский мотоклуб, и было доставлено, но не так давно вернулось на родину. Скорее всего, открытку выставили на аукцион или продали на барахолке. Об этом свидетельствует указанная на нём цена в евро.

    При первом понимании общего смысла письма выяснилось, что речь шла о самолёте, а точнее, о гидросамолёте! А на дворе тогда был лишь 1910-й! Текст оказался на французском, и за перевод взялась доцент кафедры романо-германских и восточных языков Благовещенского педуниверситета Ольга Кухаренко. История затягивалась из-за того, что в письме были вкраплены словечки на валлонском - одном из языков Бельгии, распространённом в южной её части, в регионе Валлония.

    - Это невероятно! Чтобы разобраться в этих вкраплениях, я обратилась к подруге француженке, она - к своему другу бельгийцу. А всякий ли современный бельгиец говорит на валлонском? Тот - к своему другу из Льежа, и последний - к своему отцу. Конечно, эти слова оказались не так уж значимы для общего понимания смысла написанного. Но создают определённый стиль, что в целом позволяет почувствовать приподнятое настроение и добрый, шутливый, слегка шаловливый тон автора. И вообще коротенький текст изобилует образными выражениями. И не будь их, я бы сказала, что стиль письма возвышенный, на красивом правильном французском.

    Но сенсация не в тексте письма, а в его подписи. После первых переводов абсолютно все подумали, что это какой-то бельгийский лётчик шлёт письмо из Благовещенска в Льеж, своим родным и друзьям. Даже мысли не было, что это мог быть русский.

    Итак, перевод открытки:

    «Мои дорогие товарищи, спасибо Монжарден, мне приятно было получить ваше письмо. Признаться, я не ожидал такого искреннего проявления дружбы. Вы настоящие друзья, хоть вы и так далеко, у чёрта на куличках! У меня всё шло хорошо до настоящего момента, пока я не разбил свою физиономию. Я закончил ремонт мотора и, чтобы испытать его, поместил на свой гидросамолёт. К несчастью, я потерял алюминиевый винт, он упал в воду, потому что сломалась ось. Надеюсь, что у вас, как обычно, дела обстоят чудесным образом. У меня идёт всё как по маслу. С супругой живём в любви и согласии. Она передает вам дружеский привет. Жду момента, когда буду иметь удовольствие вновь увидеть вас. А пока сердечно жму всем руки.

    Е. Чепурин (Апчхи)».


    Пропеллер на могиле

    Так вот, Е. Чепурин - это сын знаменитого благовещенского мещанина, основателя и владельца механического завода (ныне «Амурский металлист»). Но Евгений Иванович и сам был местной звездой: спортсменом, известным мотоциклистом, наездником и военным авиатором. Кстати, могила Чепурина на Вознесенском кладбище в областном центре тоже была достопримечательностью. На постаменте был установлен пропеллер самолёта.

    По официальной информации, первый гидросамолёт взлетел в России в 1912 г. Текст данной открытки материализует сам самолёт в наших краях и даёт надежду, что он мог взлететь в Благовещенске и быть первым полётом в России. Становится понятным и выбор открытки. Не бульвар привлёк Евгения, а река Амур, на которой он мог взлетать. Хотя, логичней это могло происходить на Зее, недалеко от папиного завода.

    Один из авторитетных амурских краеведов Валентина Кобзарь писала: «Было любопытное объявление: «Аэроплан, изготавливаемый на механическом заводе Чепурина в июне 1910 г., будет готов к августу. Первые полёты будут проходить на одной из городских площадей или на ипподроме». К сожалению, других сообщений о том самолёте и его испытаниях пока не нашлось. Но если они и состоялись, пилотом, скорее всего, был сын владельца завода Ивана Петровича Чепурина - Евгений. Он был участником, кажется, всех соревнований на скорость, какие устраивали в городе. Он - неоднократный рекордсмен благовещенского велосипедного трека, а в 1908 г. - лучший велосипедист Благовещенска (официальное звание и почётная лента), неоднократный призёр лодочных гонок на Амуре (выступал на лодках-одиночках), участник скачек. Он же - первый мотоциклист Благовещенска и первый авиатор. Лётному искусству Евгений обучался в Гатчинской авиашколе (организована в 1910 г.)».

    Но молодая бурная жизнь оборвалась в 1917 г., когда Чепурин погиб при испытательном полёте аэроплана. А ведь уцелел в Первой мировой, будучи офицером 37-го Сибирского стрелкового полка, кавалером орденов Станислава и Святой Анны - оба III степени, прапорщиком армейской пехоты. Некролог на смерть амурчанина написал Александр Куприн, классик русской литературы, сам страстный воздухоплаватель, авиатор.

    Горячие споры среди краеведов вызвал гидросамолёт в Благовещенске в 1910 г. Разработка этих машин только началась в 1911-1912 гг. В России первый гидроаэроплан был построен в 1912-м. А Чепурин вполне мог испытывать в Благовещенске гидроплан - лодку с мотором, оборудованную наклонными плоскостями, приподнимающими судно и уменьшающими его сопротивление, заставляя лодку скользить по поверхности воды или глиссировать. А слово hydroplanеr в письме Чепурина означает, в том числе, «глиссировать, двигаться по воде, скользить по водной поверхности». Одним словом, разбираться ещё предстоит.

    Подготовил Алексей Волков

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом