2x2 | Бизнес | Несекретные материалы

Несекретные материалы

Бизнес 10:31 | 9 сентября | 2011
Автор: Благовещенск

Получить в руки кредитный договор можно и сегодня, если самому обратиться с такой просьбой. Однако клиенты благовещенских банков не считают это необходимым. Более того, почти никто из них не дочитывает договор, который подписывает, до конца.

А между тем делать это необходимо, иначе потом, в процессе погашения кредита, могут всплыть какие-нибудь неожиданные пункты - типа дополнительных платежей. Чтобы заемщики лучше ориентировались при заключении кредитного договора с банками, было предложено утвердить шаблоны договоров.

Все как один

В Госдуму уже внесен проект, предлагающий изменения в статье 30 Закона «О банках и банковской деятельности». Чтобы заемщики могли изучить будущий договор заранее, в обязательном порядке предлагается размещать его на информационных стендах в банках, а также на сайте банка в Интернете.

Все договоры предлагают сделать одинаковыми. По задумке авторов, такой документ должен содержать все существенные условия: процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, ответственность за несвоевременный платеж, порядок расчета процентной ставки и т. д.

Текст договора и его условия должны быть официально утверждены банком, чтобы не возникло расхождений с фактическим договором, который подписывает заемщик, а любой клиент, заметив несоответствие, мог потребовать его устранить.

По мнению авторов поправки, все это обеспечит большую информированность клиентов и, следовательно, сведет к минимуму возникновение неприятных неожиданностей.

Никто не просит

Поправка еще не принята, а договоры на получение кредита заключаются уже давно. Узнать, как проходит эта процедура, мы решили в банках города.

Так, все специалисты в один голос нам сказали, что взять кредитный договор и ознакомиться с ним заранее можно и сейчас. Однако никто из клиентов этого не делает.

- У нас уже есть свои шаблоны договоров, их разработкой занимается головной банк. И в принципе с ними можно ознакомиться до получения кредита. Но никто еще у нас договора заранее не просил, - рассказывает начальник кредитного отдела филиала ООО «Амурский» ОАО «ТЭМБР-БАНК» Елена Набас.- Людям обычно деньги нужны «еще вчера», поэтому с документами знакомятся в момент подписания.

По мнению специалиста, это нововведение не совсем удобно, прежде всего - для самих клиентов. Если договор заключается с юридическим лицом, он чаще всего индивидуален, имеет множество нюансов. А шаблон – это всегда стандартный набор, и внести изменения в договор будет сложнее.

Не видят целесообразности в таком нововведении и специалисты других банков. Так, по словам сотрудников «Совкомбанка», люди в основном интересуются тем, сколько им платить в месяц, а также суммой переплаты. Все остальное для них не так важно. К тому же каждый приличный банк соблюдает законодательство, в котором уже прописаны обязательные пункты договоров. Клиенту нужно только внимательно их прочитать.

В «ВТБ24» с примерным кредитным договором уже сейчас можно ознакомиться на сайте.

- Мы не видим для себя ни плюсов, ни минусов от потенциальных нововведений. Клиентам других банков, в которых нельзя заранее увидеть договор, это новшество, безусловно, принесет пользу, - рассказала управляющий региональным офисом «ВТБ24» в Благовещенске Елена Бакуменко. - У нас и сейчас все условия по кредитным договорам являются публичными. С правилами - аналогом кредитного договора и с заявлением на кредит - можно ознакомиться на нашем сайте. Соответственно вносить изменения в договоры не предполагается, они содержат всю необходимую информацию согласно законодательству и удобны клиентам.

О том, что свои шаблоны есть внутри организации, нам сообщили и в «Сбербанке».Однако, как отмечают сотрудники кредитной организации, никто из клиентов пока не просил дать договор для изучения домой или ознакомиться с ним заранее. Хотя, как уверили нас специалисты банка, в этом никто не откажет.

 Понятно, что ничего не понятно

Получается, все дело в том, что клиентам это просто не нужно? Мы поинтересовались у благовещенцев, которые когда-либо брали кредит, насколько внимательно они знакомились с текстом договора и нужен ли единый «шаблон» этих документов.

Ирина, 31 год:

-  Полностью кредитный договор я не читаю никогда (что плохо, согласна), информацию узнаю от консультантов и чаще всего беру кредит там, где уже брала, поэтому и за надежность не переживаю. Взять договор домой не было желания, правда, потом выявлялись неожиданные подробности, такие как «плата за внесение денежных средств через кассу банка». Стандартный договор - это проще, поэтому я «за». Не нужно будет каждый раз читать бумаги, а то банкам доверия мало.

Юлия, 23 года:

- Кредитный договор я читала, но поверхностно - большинство цифр, схем и формул для меня все равно непонятны. Зато внимательно слушала то, что рассказывал кредитный эксперт. Меня в основном интересовало, сколько надо платить в месяц и сколько составит переплата. Остальное волновало мало - и так ясно, что, если я просрочу платеж, придется платить штраф.

Елена, 33 года:

- Кредиты брала несколько раз и в разных банках, но договор, если честно, никогда не читала - много написано и мелким шрифтом. Все вопросы по кредиту обговаривала у консультанта заранее. Потом выявлялись «сюрпризы», например, брали плату за страховку без моего согласия. А в одном банке сказали, что ее обязательно платить, хотя по договору я могла отказаться от нее.

Асмысла типовых кредитных договоров я не понимаю. Может, это для работников банка и лучше, а мне не важно, какими они будут.

Марина, 31 год:

- Когда брала кредит, договор полностью не читала - это просто невозможно. Написано очень мелко, да и по консультантам заметно, как они нервничают, если их задерживать с расспросами. Дают они только самую основную информацию, ссылаясь на то, что все будет видно потом.

В договоре заметила разные непонятные цифры, многие пункты были написаны мелко. Так что думаю, что типовой договор удобен, лишь бы сами банки не приписывали туда какие-нибудь пункты.

Елена, 39 лет:

- Получая кредит, договор я читала при консультанте, подробно его расспрашивая. Все было понятно, написано четко, и никаких неожиданностей потом не вскрылось. Но, думаю, вводить типовые кредитные договоры нужно, потому что знакомые сталкивались с проблемами в других банках. Например, возникали какие-то непонятные проценты.

Иван, 28 лет:

- Договор полностью не читал - было очень мало времени, кроме того, там сам черт ногу сломит! Консультанты сказали главное - сколько я должен платить в месяц, в какие дни очередной платеж и какие «пряники» я получу, если его просрочу. Проверять на наличие мелких шрифтов договор, собственно, не надо было, ибо весь договор - сплошь мелкий шрифт, поэтому при чтении строчки сливались и сбивались. Договор я так и не дочитал. Позже выяснилось, что переплата по кредиту очень большая, но к тому времени хоть убей не помню, говорили ее размер или нет. Видимо, нет, потому что я не спрашивал.

Думаю, нужно делать типовой договор, чтобы каждый раз не начинать все сначала - и чтобы люди сидели и изучали при этих же консультантах до последней запятой!

Таким образом, смысл вводить типовые договоры есть - люди, не умея разбираться в официальном банковском языке, стесняясь долго разглядывать бумаги или просто ленясь, договоры читают очень невнимательно. Именно поэтому возникают недоразумения, которые иногда доходят до судебных разбирательств. Типовой договор, который можно будет изучить в спокойной обстановке, будет гораздо понятней. К тому же гораздо легче сравнивать условия кредитования в разных банках. Так что инициатива для клиентов, несомненно, нужная.

Наталья БАЛАНДИНА


Газета «Благовещенск» - Доступно о важном, интересно о главном!

Информационно-аналитический еженедельник. События недели. Городские акции, конкурсы. Вопрос-ответ. Конкурсы от редакции. Нормативно-правовая документация администрации города Благовещенска и городской Думы.

Редакция: 675000, Благовещенск, ул. Б. Хмельницкого, 20

Телефон: 20-19-34

Рекламная служба: 20-19-69, 20-19-30

По вопросам распространения звоните: 20-19-27

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)

890

Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Сейчас на сайте

103 832

объявлений

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ